Умение договариваться – одно из самых важных для карьеры. Можно добиваться результатов и выполнять все KPI, но неспособность аргументированно доносить свои мысли боссу и коллегам порой может привести к карьерному самоубийству. Особенно, если в дело вступают эмоции.
На помощь придет модель CRIB из книги Керри Паттерсон и Джозефа Гренни «Трудные диалоги». Это простая и эффективная методика для разрешения конфликтов, достижения взаимопонимания и возвращения к конструктивному диалогу.
Commit to mutual purpose — стремитесь к общей цели. Участники конфликта должны договориться, что хотят прийти к решению, которое будет приемлемо для всех.
Озвучьте намерение найти общее решение.
Скажите: «Я хочу, чтобы мы нашли выход, подходящий нам обоим».
Сосредоточьтесь на совместной выгоде, а не на победе в споре.
Recognize the purpose behind the strategy — поймите, зачем другой действует так или иначе. Важно распознать истинные намерения за действиями. И различать цели и средства. Люди часто спорят о способах, а не о целях.
Спросите: «Почему для тебя это важно?» или «Чего ты хочешь добиться этим способом?»
Найдите глубинную мотивацию (например, безопасность, уважение, автономия).
Invent a mutual purpose — найдите общую цель. Если изначально у вас разные цели — придумайте новую, объединяющую.
Сформулируйте объединяющую цель: «Мы оба хотим, чтобы команда работала эффективно, верно?»
Найдите «третью позицию», которая учитывает интересы обеих сторон.
Brainstorm new strategies — создайте новые варианты действий. Придумайте новые стратегии достижения общей цели. Совместно ищите решения, не зацикливаясь на изначальных предложениях.
Проведите совместный мозговой штурм: «Какие есть ещё варианты, чтобы достичь того, чего мы оба хотим?»
Запишите несколько идей, отберите лучшие.
Как вы разрешаете трудные ситуации? Что происходит с эмоциями? Каких результатов добиваетесь?