Казалось бы, это так просто — прости молчи и слушай. Но нет, умение слушать проще описать, чем продемонстрировать. Потому что это целенаправленная деятельность, требующая cопереживания, терпения и умения правильно реагировать на услышанное.
Это сложный в когнитивном и эмоциональном плане навык, требующий целенаправленного внимания и усилий. Это тяжелый умственный труд! Особенно если речь идëт о сложном или эмоционально заряженном предмете.
Однако именно в такие моменты мы часто «срезаем путь» или вовсе отключаемся. Как результат, натыкаемся на следующее.
Поспешность — торопимся с выводами или прерываем собеседника своими комментариями.
Оборона — выбираем позицию защиты себя и своей позиции.
Невидимость — не показываем заинтересованности.
Безразличие — демонстрируем усталость от услышанного.
Бездействие — ничего не делаем, хотя собеседник ожидает действия.
Почему так происходит? Нам всем приходится много общаться в разных сферах и ролях. Часто накрывает усталость и, как результат, проявляется «пофигизм» от перегруза. Особенно страдают от этого те, кто находится в подчинении у руководителя, перегруженного во всех смыслах.
Как избежать реакций, которые вызывают страдания?
Выделять достаточно времени на встречи, где предстоят обсуждения непростых вопросов.
Направлять полное внимание на собеседника.
Искренне слушать суть.
А ещë обязательно воспользоваться советом от Beketovacoachme
Резюмировать услышанное. Так вы подтвердите своë понимание темы и убедите собеседника в том, что вы внимательны и сможете избежать возможного недопонимания.
Как резюмируем? Пример
– Пëтр, я слышу, что вы внимательно прочитали мой пост про умение слушать. Вас заинтересовал момент «преград» - вы работаете руководителем и хотите прокачать свои навыки внимательного слушания. Вы хотели бы получить рекомендации о возможных онлайн-курсах, верно?
- Всë верно. И отдельно прокачать навык резюмирования в деловой переписке.
Какие приемы внимательного слушания используете вы? Что думаете про резюмирование?