Итак, Шесть шляп мышления – техника для принятий решений, разработанная Эдвардом де Боно, британским психологом и философом. Каждая шляпа символизирует определённое направление мышления. Подробнее об этой технике читайте тут. А сейчас давайте посмотрим, что собой представляет каждая шляпа!
ШЛЯПЫ ДЕ БОНО ПО ЦВЕТАМ
⚪️ Белая (Учёный). Сотрудник, который надевает эту шляпу, анализирует только информацию, факты и цифры. Говорит рационально и беспристрастно.
Вопросы, характерные белой шляпе:
~ Что мы об этом знаем? Какая информация уже есть? Факты/цифры/исследования?
~ Какую информацию нужно получить?
🔴 Красная (Художник). В этой шляпе всё на чувствах и эмоциях — внутренний голос, интуиция и т. д. Важно слышать себя и уметь анализировать истинные эмоции, которые вызывает ситуация.
Вопросы, характерные красной шляпе:
~ Что подсказывает интуиция? Что я чувствую из-за этого?
~ Какие я вижу результаты решения?
⚫️ Чёрная (Критик). Критическое мышление для выявления возможных рисков и негативных последствий решений.
Вопросы, характерные чёрной шляпе:
~ Что может пойти не так? К чему может привести?
~ Какие опасения и подводные камни?
~ Почему не стоит этого делать?
🟡 Жёлтая (Оптимист). Противоположность чёрной шляпе — анализ преимуществ решения и позитивных сторон.
Вопросы, характерные жёлтой шляпе:
~ Какие есть плюсы и позитивные перспективы?
~ Почему стоит это делать?
🟢 Зелёная (Креатор). Поиск идей, нестандартных решений. Идёт после чёрной шляпы, чтобы найти решение проблемам, выявленными Критиком.
Вопросы, характерные зелёной шляпе:
~ Какие альтернативы?
~ Что нестандартного сделать, что ещё не делали?
🔵 Синяя (Руководитель). Её роль — координация дискуссии, сбор полученных данных, принятие финальных решений, управление, направление мыслей в нужное русло.
А вы чаще какую шляпу носите? Что, если сменить имидж?